ЭВОЛЮЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ПОХОРОННОМ
ДЕЛЕ
Погребальная ладья… Предмет, давно не
применяющийся в похоронном обиходе. Казалось бы, зачем
нам вспоминать про неё? Как это ни странно, именно такая
ладья не только оставила неизгладимый след в европейской
похоронной культуре, но и сегодня определяет по обычаю
форму одного из самых востребованных похоронных
атрибутов. Дизайнерам, возможно, будет интересно узнать,
как родился и продолжает динамично развиваться потомок
погребальной ладьи - гроб.
Наиболее древнее из
дошедших до нас вместилищ останков - древнеегипетский
саркофаг. Он часто имел форму мумии и расписывался.
Нередко один саркофаг помещался многократно внутрь
другого наподобие «матрёшки». Доставить его к месту
погребения можно было только на ладье-катафалке,
поскольку египтяне жили на восточном берегу Нила, а
хоронили - на западном берегу. На протяжении не просто
веков, а тысячелетий, этот вид катафалка был непременным
атрибутом древнеегипетской церемонии
похорон.
ДРЕВНИЕ ОБРАЗЦЫ
До нас дошли не
только скульптурные и живописные изображения таких
погребальных ладей, но и сами ладьи. Став результатом
работы современных археологов, одна из погребальных
ладей сейчас экспонируется в специальном павильоне в
Гизе, около одной из Великих пирамид. Эта ладья
весельная, гребцы работали стоя одновременно на оба
борта. На борту, по центру корпуса помещали тяжёлый
саркофаг так, чтобы обеспечить ладье надлежащую
устойчивость. Ладья была быстроходной. Скорость
обеспечивалась большим удлинением корпуса и высокими
штевнями, позволявшими легко всходить на волну. Без
этого водный катафалк не мог бы уверенно пересекать
столь могучую реку, как Нил.
«Boat of the Eternal Life»,
Evgeniya Kashina. World Funeral Culture Museum (Novosibirsk)
Многие нильские ладьи были галерами, кроме весельного,
они имели и парусное вооружение. В отличие от
современных арабских моделей паруса были прямыми и
лавировочных качеств не обеспечивали. Зато длинный и
плавный сход киля давал возможность быстро и легко
скользить по водной глади. На галерах доставляли всех и
всё, что составляло погребальную процессию. Так что
погребальный египетский флот был достаточно многочислен
и разнообразен. Печальный флотский кортеж выглядел
красочно и внушительно.
Харон берет с умершего
плату за перевоз
А вот для античной культуры Греции и Рима применение
погребальной ладьи нехарактерно. Удивительно это потому,
что обе страны - морские, имеющие развитый флот. Даже
ахейцы, долгие годы осаждавшие Трою, своих убитых воинов
в ладье в реальной жизни в царство Аида не отправляли. И
одновременно верили, что их души Харон именно в ладье
переправит через Стикс. Об этом детально свидетельствует
Гомер в своих бессмертных произведениях. О ладье Харона
известно немного, но, судя по тому, что ходила она по
реке в пещере глубоко под землёй, она не могла быть
галерой и весельной лодкой. Один перевозчик-кормчий
управлял либо кормовым веслом, либо шестом, и то, и
другое с кормы.
ПРИМЕНЕНИЕ ЛАДЬИ НА РУСИ
В
похоронной культуре Древней Руси похоронная ладья -
обязательный атрибут. Просматриваются как минимум два
пути прихода её на Русь: южный и северный. Достоверно,
из документов, об этом почти ничего не известно, но сам
характер её применения в погребениях позволяет делать
вполне определённые выводы.
По примеру античных
греков южные славянские племена кремировали свою знать и
строили курганы. При раскопках в некоторых курганах были
обнаружены ладьи, вернее, их обгорелые части. Эти ладьи
и были ковчегами, куда помещались перед погребением
останки. В Историческом музее в Москве есть живописное
полотно-реконструкция «Похороны славянского князя»
художника Семирадского, где изображены именно такие
похороны. Это южный путь.
Погребение
славянского князя (с картины художника Г.
Семирадского)
Рассматривая историю этого вопроса, важно обратить
внимание на бассейн Днепра. В дохристианские времена
Днепр был одной из крупнейших транспортных артерий
Древней Руси с развитой культурой судостроения, Волга же
была во власти булгар, ордынцев, других неславянских
народов. На Днепре культура погребения в ладье
приобретает широкое распространение. Днепровские ладьи,
среди которых особую известность приобрели запорожские
«чайки», пользовались популярностью не только у коренных
народов, но даже в Византии. Лёгкие и мореходные суда
наших предков успешно конкурировали с венецианскими на
рынке судостроения начиная с VII века.
Ладья
балтийских славян
В это время складывается обычай отправлять усопшего в
последнее плавание. Зимой его заменяла постановка
небольшой ладьи на сани, в них впрягали дикого жеребца,
и далее такой катафалк отпускали на волю судьбы. Ладьи
малой вместимости часто делали долблёными из целого
ствола дерева. Их нередко использовали в роли водного
катафалка. В дальнейшем такой катафалк перестаёт быть
водным и с течением времени превращается в колоду, или
домовину - первую и простейшую конструкцию гроба.
Более крупные ладьи дополняли долблёную килевую
основу бортами, надшитыми из досок по шпангоутам -
поперечному деревянному набору каркаса. Такие ладьи -
«шитики» - применяли для погребения знати. В них
укладывали тела жён, рабов, любимых коней, бытовую
утварь для загробной жизни, украшения. Такие ладьи в
плавание обычно не отправляли, дабы не создавать соблазн
для грабителей, а хоронили в курганах. В раскопках чаще
находили ладьи, прошедшие кремацию, но попадались и
некремированные ладьи.
Параллельно, как указывают
писатели и историки, бытовал обычай вовсе не погребать
мёртвых, а оставлять их вдоль дорог, на полях битвы, где
они становились достоянием дикого зверья и птиц. Не
потому ли в наш лексикон вошло понятие «останки»? В
условиях малой заселённости и малой плотности населения
столь упрощённый подход к погребению представлялся
оправданным. Но наш предмет - ладья, к нему и
обратимся.
СЕВЕРНЫЙ ПУТЬ
Представим северный
путь, который проходит «из варяг в греки». Он связывает
балтийские и черноморские воды через реки Свирь, Волхов,
Днепр. По этому пути из Скандинавии вместе с варяжскими
князьями и их дружинами приходят средневековые рыцарские
обычаи, в том числе и погребальные. В Европе
распространение по рекам вглубь территории вместе с
набегами викингов получает обычай укладывать покойника в
ладью. В Швеции в ХХ веке были раскопаны ладьи викингов
- дракары, в том числе в одном из курганов была найдена
ладья с домиком, в котором находились останки короля
Олафа I и его жены. Сейчас эта ладья экспонируется в
одном из музеев Швеции.
Дракар викингов -
классический прототип погребальной ладьи. Роскильде,
Дания
Находка,
сделанная недавно любителем в Йоркшире и датируемая IX
веком, явно имеет отношение к викингам. Специалист из
Йоркширского археологического музея Саймон Холмс был
потрясен, когда увидел то, что нашел его
коллега-непрофессионал.
Гримшоу Дж. А. Элайн. 1877
Известно, что в 866 году датские викинги - даны,
захватили Йорк и другие города Британии, сделав своими
владениями большую часть острова. В так называемую
область датского права - Денло - попала и территория
современного Йоркшира. Но на принадлежность к викингам
указывает не только география находки, но и ее
содержание.
Гримшоу Дж. А. Леди из
Шалотт
Йоркширское корабельное захоронение чрезвычайно богато:
в числе обнаруженных здесь 130 предметов были найдены
две серебряные монеты, отчеканенные при английском
короле Альфреде Великом (877-900 гг.), семь других
серебряных монет, частица серебряного же дирхема из
Багдада, мечи, набор разновесов и корабельные гвозди. В
IX веке хоронить представителей знати в принадлежащих им
кораблях было распространенной традицией. Подобные
находки уже делались в Шотландии, Ирландии, европейских
странах, но на территории Англии такое захоронение
викинга обнаружено впервые. На тот факт, что это именно
корабельное захоронение, указывает ольшое количество
особых гвоздей, использовавшихся викингами в
кораблестроении.
Погребальный водный
катафалк. Амстердам
Найденные в Йоркшире предметы являются типичными для
такого рода погребений: они предназначались для личного
пользования умершим в загробной жизни. По их составу
можно судить о роде занятий похороненного здесь
скандинава. Саймон Холмс считает, что здесь был
похоронен воин-торговец - типичный представитель
викингов, который в свободное от войн и набегов время
занимался коммерцией. Монеты помогли установить
приблизительную дату захоронения. Это конец IX века.
Предыдущие находки, относящиеся к викингам, принадлежали
либо к более раннему историческому периоду, когда
викинги только совершали свои первые набеги на острова,
либо к более позднему, когда скандинавы уже давно и
прочно обосновались на британских
землях.
Транспортировка гроба на остров-кладбище,
Венеция
Более распространён был обычай отправлять ладью в
плавание, уложив останки на костёр. Зажжёнными стрелами
с берега костёр поджигали, и горящая ладья уходила в
своё печальное плавание. Кстати, в такой ладье чуть было
не принял смерть герой британского эпоса
Тристан.
Похороны в Венеции. Причал на
острове-кладбище
На Днепре такой обычай не был распространён, т. к. была
велика опасность спровоцировать лесной прибрежный пожар.
А лес был большой ценностью, в частности, для
судостроения. Для похоронных нужд чаще всего применяли
рыбацкие шитики, имевшие седловатое, с погибью вниз к
миделю (поперечному среднему сечению) плоское днище и
шитые с развалом к миделю борта. Для удобства работы нос
и корма были не острыми, а широкими и заканчивались
плоскими трапециевидной формы досками, которые
называются транцевыми. Эта форма и сейчас встречается в
корпусах яхт детских классов «оптимист» и «кадет».
Именно в такие шитики укладывали облачённого покойника,
как в катафалк. Для защиты от непогоды и других
неблагоприятных условий над ладьей строили домик или
крышу, обычно двускатную или вальмовую, со скатами на
четыре стороны. Это описание напоминает нечто до боли
знакомое, не правда ли?
Бригада морских
похоронщиков готовится к ритуалу погребения тела в
воде
После окончательного закрепления христианства на Руси в
качестве господствующей религии применение ладьи
полностью прекращается. Вместилищем останков на многие
годы становится колода, или домовина.
УКАЗ ПЕТРА I: ГРОБЫ "ТОКМО ИЗ
ДОСОК"
В районах, удалённых от водных путей,
для похоронных нужд вплоть до XVII века долбили
домовины. В XVIII веке ещё встречался такой обычай даже
в Европе. Например, гроб для адмирала Горацио Нельсона
был выдолблен из куска мачты в знак особого почтения к
нему моряков английского флота. А в качестве водного
катафалка для него был выстроен специальный нарядно
украшенный вельбот - вид быстроходной шлюпки с
обоюдоострыми штевнями с носа и кормы.
В российской
практике погребальные ладьи впоследствии никогда более
не применялись, даже в Санкт-Петербурге при погребении
российских императоров.
Как показал в своём
историческом исследовании С. Г. Величко, изготовление
домовин требовало большого количества древесины, как
правило, дуба и сосны, что приводило к вырубке
этих ценных пород. При Петре I для сбережения дубовых
лесов, которые надлежало использовать только для
строительства флота и в промышленном производстве,
началось изготовление гробов из досок. Петр I в
1723 году запретил (последовал указ
Правительствующего Сената от 2 декабря 1723 года)
хоронить в дубовых гробах. Сообщение об этом Сенат
разослал во все епархии: «О неделании дубовых гробов.
Его Императорское величество указал, хотя дуб к
непотребным и ненужным делам рубить весьма
запрещено, однакож и за таким прещением, еще
являются гробы дубовые. Того ради из Синода во все
епархии послать подтвердительные указы, дабы священники
нигде и никого в дубовых гробах не погребали». Было
запрещено изготовление долбленых сосновых гробов. Их
можно было делать «токмо из досок». Последнему
способствовало то, что при царе-реформаторе широко вошла
в употребление пила, которая более экономно, в отличие
от топора, расходовала древесину.
С тех пор гробы
начали изготавливать в частных мастерских, а также в
ведомственных - военных, морских, тюремных для своих
умерших. Для гробов использовалась дешевая древесина:
береза, ель, сосна. Исключение делалось только для
знатных особ. Для них гробы изготавливали из дорогих
пород, украшали резьбой и накладками. Гробовые
мастерские находились в разных частях города, как
правило, недалеко от церквей. Причт (служащие) за
небольшое вознаграждение часто сообщали гробовщикам о
тех, кто умер в их приходе. С появлением в России
общегородских кладбищ (середина и конец XVIII в.)
мастерские стали располагать и на них. Рекламой
заведению служили выставленные в окнах и у входа гробы,
что вызывало недовольство обывателей. Известен случай,
когда вновь назначенный генерал-губернатор Москвы Ф.
Ростопчин сразу заслужил любовь горожан, своим приказом
запретив выставлять гробы на всеобщее
обозрение.
Николай Рерих. 1942
г.
Форма дощатых гробов со времен Петра I не претерпела
особых изменений. В её основе знакомый нам рыбацкий
шитик. Но это главным образом относится к захоронениям
христиан. У восточных народов традиция хоронить в гробах
прижилась значительно позднее, да и то в местах, где
проживало много христиан, а также в северных районах,
где дерево не было таким дефицитным и дорогим
материалом.
До конца XIX в. простые дощатые гробы
чаще всего красили в черный, охряный, зеленый
цвета. Но в связи с удешевлением мануфактуры
установилась традиция, существующая до сих пор,
обивать гробы тканями. Как правило, это сатин или шелк,
в зависимости от уровня доходов семьи умершего. Для
взрослых гробов обычно используется синяя и красная
ткань с окантовкой из черной ленты, для детских гробов -
белая и розовая материи.
Со второй половины XIX
столетия у аристократии стали модны хрустальные и
стеклянные гробы, которые устанавливали на
возвышениях либо подвешивали к потолку в родовых
склепах. Образовывавшаяся внутри закрытого, но
прозрачного гроба микросреда создавала предпосылки для
мумификации тела и его долгого сохранения в нетленном
состоянии, особенно если тело подвергалось сразу
после смерти бальзамированию. До сих пор так покоится
тело великого военного хирурга Н. И. Пирогова.
Таким
образом, в древней славянской погребальной культуре
ладья стала традиционным вместилищем тела. С течением
времени такое вместилище претерпело ряд изменений,
получило меньшие размеры, крышку, но осталось подобием
«дощаника» - лодки с тупыми, так называемыми транцевыми
окончаниями. Этим и объясняется форма дошедшего до наших
дней гроба. Финские мастера такую форму гроба практикуют
и сегодня, что было продемонстрировано на одной из
выставок «Некрополь».
Торговый зал магазина с
гробами характерной «корабельной» формы
В том или ином виде «корабельные» формы последнего
вместилища останков отражают древнюю традицию водных
катафалков, и тем нить истории связывает нас с далекими
предками, для которых это было не символом, а реальной
похоронной практикой.
Михаил ЛИМОНАД, гранд-доктор философии,
доктор архитектуры, профессор, преподаватель курса
«Основы похоронного дела» Московского государственного
университета сервиса
Copyright © 2007, Информационно аналитический
портал "Похоронный портал"